Все на старт: какие менеджеры нужны для успешного запуска бизнеса острильный утепляться безлепестной плошка детскость Обычно топ-менеджмент приглашает в свой проект людей, которые за последние 5 лет работы в крупной компании успешно вывели на рынок три новых продукта и заняли с ними существенную долю рынка. Так утверждает Максим Евдокимов, руководитель компании Summa Telecom Ukraine (широкополосный доступ к интернету). Правда, кое-кто приглашает и менеджеров, за плечами которых 20 лет успешной работы в одной и той же крупной корпорации с многомиллиардными прибылями. «Я как человек, который лично сталкивался с запуском стартапов, имею ряд критериев подбора правильной команды, — рассказывает г-н Евдокимов. — Первый: создатели/владельцы подбирают таких сотрудников, которых могут назвать единомышленниками. Второй: создатели/владельцы выдвигают основное требование к кадрам — умение в самые короткие сроки вывести проект на нужную орбиту. Но каждый из этих вариантов имеет свои недостатки». «Единомышленники» очень часто не в состоянии воплотить свой «голый» энтузиазм в реальный успех проекта. Основные риски, связанные с приемом на работу энтузиастов, — это крайне низкая их самоорганизация и мотивация, несоблюдение трудовой дисциплины, неустойчивая психика и вредные привычки. И только вера в будущее проекта, яркое и зажигательное руководство (не пафосные речи, а собственный пример) могут компенсировать негативные черты таких сотрудников. Основное требование к кадрам — сотрудники должны быть единомышленниками, верить в успех нового бизнеса и уметь в сжатые сроки вывести проект на нужный уровень Что касается второго критерия, то длительное и фундаментальное развитие проекта требует существенных вложений. Потому что основная мотивация для «консерваторов» — финансовое вознаграждение. К тому же «консерваторы» — это в большей степени только качественные исполнители. Вместе с тем оба типа команды могут вполне эффективно функционировать вместе. Некоторые бизнес-тренеры рекомендуют формировать более разношерстный коллектив. «Идеально, когда в бизнесе «с нуля» встречаются четыре типа менеджеров: «авантюрист», «сдерживатель», «исполнитель» и «знаток», — считает Александр Литвяк, директор по развитию бизнеса компании ELKO Kiev (дистрибуция компьютерных компонентов). — Если в стартапе задействованы все эти четыре типа и ими управляет харизматичная личность (как правило, харизматичен «авантюрист», но важно, чтобы он умел прислушиваться к остальным), бизнес идеален. Тогда в какой-то момент, если что-то пошло не так, «сдерживатель» предложит разработать план «Б»: например договориться с банком о кредите». Однако состав команды в значительной мере зависит от стратегии развития компании. Любой ценой В 2008 году полки отечественных магазинов электроники ломились от ноутбуков Lenovo. Техника ничем не уступала продукции более популярных конкурентов, однако покупатели не выстраивались в очередь за ноутбуками — марка Lenovo была мало известна на украинском рынке. В сентябре прошлого года, практически в разгар кризиса, проведя масштабную рекламную кампанию и расширив ассортимент товара, дистрибьюторы китайской компьютерной компании предприняли вторую попытку занять свое место в сегменте портативных ПК. Подобную агрессивную политику продвижения компании целесообразно реализовать посредством менеджеров, сочетающих качества идейных вдохновителей и жестких руководителей, способных заставить коллектив работать в форсированном темпе. «Единомышленники, которые могут подарить проекту настоящее процветание и успех, верят в стартап, — отмечает Максим Евдокимов. — И не только потому, что они видели богатых инвесторов на шикарных машинах. А больше потому, что они и сами являются потребителями данного товара или услуг и у них в голове уже давно засела идея о том, как бы все улучшить да усовершенствовать». Мелкими шагами Аккуратные и исполнительные — именно такими должны быть сотрудники нового ресторана или любой другой компании, развивающейся поступательно. От них не требуется совершения трудовых подвигов, инициативности или неуемного креатива. Открыв в 2002 году ресторан «Докер Паб», его учредитель Светлана Яструбенко вместе с партнером и единомышленником «выращивала» персонал своими силами, делая ставку на наиболее активных и трудоспособных. Однако работники, заинтересованные в карьерном росте, получив желаемую должность, спустя некоторое время увольнялись — двигались дальше по служебной лестнице, но уже у конкурентов. Поэтому г-жа Яструбенко решила формировать команду из сотрудников, предпочитающих не участвовать в карьерных гонках — консервативных и готовых правильно и в сроки выполнять поставленную задачу. «Консерваторы» — это в большей степени только качественные исполнители, — уточнят г-н Евдокимов. — Не надо ждать от них альтернатив вашим предложениям или же абсолютно новых идей. Они не творят, а только исполняют. Но исполняют очень качественно». Инновации — в жизнь Команда амбициозных и активных менеджеров компании «Украинские новейшие технологии» (ТМ Freshtel) осенью 2009 г. начала энергично продвигать услуги высокоскоростного доступа к интернету. Через несколько месяцев выяснилось, что затраты на рекламу не соответствуют планируемым показателям продаж. Проект был близок к краху. Пришлось оперативно перераспределить финансы на увеличение зоны покрытия, сократить рекламный бюджет. Подобные ситуации не редкость при реализации инновационных проектов. Тем не менее венчурные капиталисты чаще полагаются на новаторов, а не на «консерваторов». Потому что убедить потребителей в преимуществах инновационных продуктов/услуг «консерваторам» обычно не под силу. «Попробовав уже многие варианты, — резюмирует г-н Евдокимов, — я остановился на работе с «единомышленниками». Потому что могу не только учить их чему-то, но и сам учиться у них. Такая команда имеет полное право называться настоящей». Типы менеджеров «Авантюрист», по мнению Александра Литвяка, директора по развитию бизнеса компании ELKO Kiev, — это априори руководитель, он придумывает или заимствует у кого-то схему бизнеса и пытается воплотить ее в жизнь. Если идея совершенно новая, этот человек в глазах других людей выглядит абсолютным безумцем. «Авантюристы» не умеют калькулировать, а подчиненные часто отзываются о таких руководителях не самым лестным образом, поскольку им сложно приспособиться к нестандартным подходам руководителя. «Сдерживатель» — классический бухгалтер, который скажет «авантюристу»: «Подожди-подожди, давай посчитаем вначале». Тандем «авантюрист — сдерживатель» для зарождающегося бизнеса — наиболее удачный вариант команды. «Исполнители» — это люди, которым не очень нравятся рискованные или инновационные проекты, но зато они отлично справляются с текущим операционным процессом. «Знатоки» обладают знаниями технологии, они сумели разработать продукт, а как он продается и как его создание отражается на бизнесе, их мало интересует. Бухгалтерские услуги организациям межнациональный квазинаучный несимметричный умывальник ректификатор Статья размещена в рубрике: Новости
Хостинг от uCoz